Обзор рынка цифрового кинооборудования

2010 год перевалил за экватор, давно забыты успехи «Аватара», рынок ждет новых рывков всякий раз при выходе очередного стереофильма. Много холостых выстрелов было сделано с прошлого декабря. Давайте же оглянемся на пройденный путь и, оценив сделанное, попробуем предугадать будущее. Хотя бы в ближайшей перспективе и применительно к «железной» части каждого современного цифрового кинотеатра.

Похожие размерами на динозавров, а стоимостью на космический корабль, цифровые проекторы становятся все миниатюрнее и дешевле. Младшие модели любого производителя уже похожи на простые мультимедийные аппараты, применяемые в конференц-залах и на выставках. Их потребляемая мощность упала до 2000 Вт, а световой поток около 13000 Lm (для Christie Solaria CP2210) дает возможность показывать цифровое кино на светосильном экране до 13,7 метров шириной. Более чем скромные габариты (687х665х395 мм) и вес (43,5 кг) позволяют сегодня «аппаратной» части цифрового кинозала превратиться в одну 19-дюймовую стойку, внутри которой будут стоять цифровой сервер, звуковой процессор и несколько усилителей. А сверху на ней – компактный современный проектор с разрешением 2048х1080 пикселей и поддержкой всех современных форматов воспроизведения сигнала. Не отстают и Barco с NEC, показав недавно линейку техники второго поколения с малыми мощностями. И хотя Barco DP2K-12C дает всего 9500 Lm, а NEC NC1200C – 9000 Lm, среди российских кинотеатров наверняка найдутся поклонники этих производителей. И вот - старые проекционные комнаты, напоминающие футбольные поля по размеру, постепенно должны кануть в небытие, превратившись в небольшие служебные помещения.

Более старшие модели также стремятся походить на младших собратьев. Они более компактны, потребляют меньше энергии, а их возможности становятся все шире. Так Christie Solaria CP2220 – решение all-in-one, блок питания лампы встроен в корпус самого проектора. А однофазное питание проектора и потребляемая мощность ниже 3,5 кВт позволяют установить проектор даже в стесненных с энергетической точки зрения условиях. Но посмотрите на световой поток: благодаря применению нескольких патентованных решений он вырос в этой модели до 22000 Lm. И это при лампе мощностью 3 кВт! Фактически это означает, что для показа цифрового кино в 2D на светосильном экране шириной до 17 метров такого проектора вполне достаточно. Любителям японской техники – NEC NC2000C с лампами до 4 кВт и световым потоком до 17000 Lm. А тем из Вас, кто предпочитает все бельгийское, – Barco DP2K-15C с яркостью 14000 Lm. Сделав же ставку на лампу 4 кВт, можно остановиться на Barco DP2K-23B, который даст Вам уже 22000 Lm.

Ну а если гигантские экраны – это Ваш профиль, отправляйтесь искать Christie Solaria CP2230. Старшая модель в современной гамме Christie. Само совершенство в сегодняшней индустрии цифрового кинопоказа. Измененная конструкция по сравнению с CP2000XB и новый дизайн оптической системы позволили этому «монстру» достигнуть планки в 32000 Lm с лампой 6кВт. Похожие решения можно выбрать и у других конкурентов – Barco DP2K-32B и NEC NC3200S, позволяющих добиться аналогичных показателей, но с лампами 7 кВт.
И пока инженеры кинотеатров всего мира осваивали разницу между пленкой и цифрой, изучали особенности обращения с DCP-файлами и ключами к кинофильмам, разработчики DLP-матриц, компания Texas Instruments, готовила всем новый сюрприз - переход на новое разрешение матриц. Текущее поколение 2К с разрешением 2048х1080 эволюционирует в 4К, 4096х2160 пикселей. Фактически это означает, что количество эффективных элементов изображения в картинке становится в 4 раза больше! А это дает и улучшенное качество воспроизведения, и возможность применения больших размеров экранов с неизменной детализацией, цветопередачей и контрастностью. Кинотеатры, получающие проекционную технику второго поколения сегодня (например, проекторы Christie Solaria), получат возможность в скором будущем произвести качественное улучшение картинки. Процедура замены DLP-матриц в проекторе с 2К на 4К уже практически отработана. И, как только создатели картин предложат на рынок достаточное
количество фильмов в разрешении 4К, цифровые кинотеатры смогут сделать выбор – остаться в своем текущем состоянии, либо произвести upgrade проектора до разрешения 4К.

Серверная часть также готова к «третьей» волне эволюции имени «4К». Очевидный лидер серверного рынка, компания DoReMi, уже поставляет не только новое поколение серверов ShowVault/IMB с поддержкой 4К, но и готовые медиаблоки для встраивания в проекторы второго поколения. Расширенные дисковые массивы, русифицированный интерфейс, возможность дистанционного контроля и управления, поддержка всех систем стереопоказа, собственная разработка программного модуля для работы с субтитрами – вот отличительные особенности серверов DoReMi.
Многим по вкусу приходится и обновленный Dolby DSS200. Новая операционная система комфортна в работе и стабильна. А новый файловый менеджер – один из лучших в индустрии. И хотя Dolby не выпускает продукты для работы с 4К, возможно применение сторонних разработок в этой области. И, встроив медиаблок третьего производителя, цифровой кинотеатр сможет сохранить DSS200 в своей аппаратной.

Стараются подтянуться к лидерам и QUBE, DTS и XDC. Их попытки пока не находят широких откликов в российских кинотеатральных массах. Но, уважаемые производители, не оставляйте своих попыток! Предложите кинотеатрам нечто особенное – и изменчивое сердце прогрессивного инженера может быть отдано и Вам.

Ну а если в Вашем распоряжении уже несколько десятков цифровых залов, и Вы относите себя к элите в индустрии кинопоказа, то не за горами и введение в эксплуатацию единой системы управления и контроля за цифровыми кинозалами. Сколько курьеров развозят Вам диски по кинотеатрам? Как избавиться от ночных дежурств возле серверов во время копирования фильмов? Почему же снова не подходит полученный от дистрибьютора ключ? Сколько менеджеров с мобильными телефонами нужно связать друг с другом, чтобы оперативно изменить последовательность показов в цифровом зале? Ну а про автоматизацию показа в рамках заданного временного и репертуарного плана мы забыли?! Ответы на все эти вопросы – в едином центре управления и контроля. Переименовываем ЦУП (Центр управления полетами) в ЦУК (Центр управления кинотеатрами) – и с любого конца земного шара Вы сможете запустить сеанс, проверить работоспособность техники, изменить расписание, залить ключи или сам контент из единой библиотеки. «Фантастика», – скажете Вы? Ничуть! Реализованные решения за океаном и на нашей Родине – к Вашим услугам. И не за горами тот счастливый час, когда все оперативное управление современным полностью цифровым кинотеатром будет реализовано в виртуальном пространстве, с помощью удаленных дружественных интерфейсов, разработанных и внедренных для каждой киносети в рамках ее потребностей, адаптированных к текущим задачам и требованиям безопасности.

Да, кстати! А что с безопасностью?! Самая злая беда любого прокатчика. Хуже сорокаградусной жары, беспощаднее торфяных пожаров, неизбежнее «мертвого» киносезона... «Пиратство»!
Перерождаясь и адаптируясь к современным реалиям, мгновенно реагируя на все попытки борьбы с ним, эта гидра пожирает наш бизнес. Немного встав с колен за последние 10 лет, мы опять с ужасом озираемся на новые Интернет-технологии, несущие с собой не только расширение медиапространства и прогресс информационных структур всего человечества, но и дающие еще более изощренные инструменты преступникам, нарушающим закон. Показательные телесюжеты про раздавленные трактором тысячи DVD-дисков и пойманных практически с поличным двух продавцов контрафактной продукции неизвестной национальности несказанно радуют всех нас. Но достаточно ли этого? Сколько миллионов скачиваний в Интернете было сделано пользователями, когда новый релиз, на который Вы так надеялись, попал в Интернет. И вот касса Вашего бокс-офиса меньше обычного, одинокий попкорн скучает в стаканчиках, а кассиры уверенно жмут на Facebook, пока редкие тинейджеры делают выбор между кинозалом и диваном, рассматривая афиши в баре. И тут на помощь опять приходит цифровое кино. Современные способы маркировки изображения уже дают возможность идентифицировать не только место, но и время «пиратской» съемки. И это вселяет надежду даже в скептически настроенных борцов с преступностью.
А главный помощник в борьбе с пиратством – стереопоказ. Картины, демонстрирующиеся в 3D-формате невозможно переснять с экрана. Основной канал утечки, экранная пересъемка, перестает быть актуальным. Разве это не рецепт спасения индустрии? Пусть даже и временный. Показывайте стерео – и Вам не страшны «пираты»! Кому интересно скачивать в торрентах раздвоенную картинку? Просмотреть ее все равно будет невозможно. И – потерянный ранее Вами зритель, вздохнув разочарованно перед экраном компьютера, отправится с соседом в ближайший стереокинотеатр, принося несколько купюр в громыхающую статистику очередных рекордов кассовых сборов нового 3D-релиза. И хотя этот рай продлится недолго, этим нужно пользоваться. Пока стереотелевидение только начинает свои робкие шаги на бытовом рынке, 3D-показ остается единственным спасением для кинотеатров. Это и повышенные кассовые сборы, и сохраненная лояльность зрителей, получивших подтверждение, что их кинотеатр прогрессивен и современен, и расширение зрительской аудитории.

«Какие же очки выбрать?» – спросите Вы? Разнообразие технологий сбивает Вас с толку? Соседи-конкуренты пользуются разными решениями, и Вы не можете определиться? Попробуем резюмировать.
Активная технология – очки Xpand, со встроенными батарейками и LCD-затворами. Работает со всеми проекторами, серверами и экранами. Проста в установке и настройке. Пропускает наибольшее количество света – а это очень важно при стереопоказе! Минус – дорогие и тяжелые очки, требующие замены батареек и иногда выходящие из строя.
Пассивная технология Dolby 3D. Подразумевает встраивание в проектор вращающегося диска-делителя изображения на кадры правого и левого глаза и пассивные очки со стеклами, имеющими многослойное напыление. Эта технология не совместима с младшими моделями проекторов малой мощности и пропускает не более 15% светового потока. А это означает меньшую яркость изображения по сравнению с конкурентами и ограничения по размеру экрана. При необходимости использования на экранах более 13-14 метров шириной рекомендуется установка двух проекторов, что качественно увеличивает бюджет.

Пассивная технология Master Image. Классический пример круговой поляризации. Перед проектором устанавливается подкатное устройство с вращающимся фильтром, на котором секторами нанесены поляризаторы. Ответные пластиковые фильтры вставлены в дешевые и легкие очки, не имеющие батареек и активных элементов. Требует обязательной установки «серебряного» экрана, поддерживающего эффект поляризации. За счет высокой отражающей способности «серебряного» экрана яркость картинки весьма высока. Но и угол комфортного обзора в кинозале уже, чем при применении матовых или перламутровых экранов. Стоимость такого решения несколько выше конкурентов, но расходы на эксплуатацию крайне низки. Уникальным преимуществом является возможность комплектации детскими очками, а также более дорогими версиями очков в индивидуальной упаковке для штучной продажи посетителям.
Ну а как же альтернативный контент? Сколько надежд было возложено на него в последние годы. Только ленивый не говорил о будущем альтернативных и интерактивных трансляций. И это время наступило! Впервые в России, 22 мая 2010 года, любители футбола, надев стереоочки, отправились в кинотеатр «Октябрь» наблюдать за финалом Лиги Чемпионов в 3D! Странное это было зрелище, скажу я Вам. 1500 человек в очках, с ведрами попкорна в кинозале, на экране – футбольный матч, а между рядами – великий Василий Уткин (также - в очках), комментирующий матч специально для зрителей в зале. Ух. Даже противники идеи сдались к концу первого тайма. Это было здорово! Ну а если всем понравилось – спрос рождает предложение. И уже финальная часть Чемпионата Мира по футболу в ЮАР транслировалась в сети кинотеатров «Карофильм» в формате 3D. Не поедете в Южную Африку? Не любите летать и боитесь малярии или фанатов? Тогда милости просим в комфортные кинозалы. Надевайте очки, не забудьте зайти в бар в перерыве, - а объемную картинку с футбольного стадиона мы обеспечим. Да, кстати – цена билета не ниже 1000 рублей. Дорого? Зато эксклюзивно! Это Вам не дома на диване... Это – новый вид развлечения и досуга. Ждите новостей: теннисные турниры и Формула-1, NBA и NHL, а там и «Локомотив-Спартак» не за горами. Кто же не любит Акинфеева в 3D? И не забываем про любовь народа к музыке. Концертный тур популярной группы? Немедленно снять в 3D и показать по всей стране в кинотеатрах! Сколько зрителей приедет в «Олимпийский»? Десять тысяч? Ну, двадцать, если повезет с погодой, рекламой и ценой на билет. А 600 цифровых залов по всей стране? Да по 200 зрителей в каждом? Сколько получается? Продюсеры, ау? Где Вы?

Притаившаяся в последние годы лаборатория Dolby, изменившая звуку со стереокартинкой и очками, кажется, решила вернуться к своей священной корове – звуковым технологиям. И новый Dolby Surround 7.1 уже представлен на нескольких выставках, продемонстрирован активным посетителям и возможным противникам. Забыты дискуссии про поток данных и компрессию Dolby Digital, про пиксельные рисунки в межперфорационном пространстве кинопленки. У Dolby есть новое решение – 8 каналов лучше, чем 6. Всего немного денег – и Вы счастливый обладатель звукоусилительной системы в формате Dolby Surround 7.1 в своем отдельно взятом кинотеатре. Судя по доступной информации, количество таких счастливцев постоянно растет. Хотите быть с ними – милости просим.
Много новых неизведанных ныне уголков в этом лабиринте последней технологической революции в медиаиндустрии. Коробки с кинопленкой еще путешествуют по транспортным компаниям, кинокопировальные фабрики делают вид, что их бизнес долговечен и стабилен, и ничто не угрожает возвратности кредитных ресурсов, потраченных на ворох пленки, тонны проявочных машин и цистерны химикатов. А «Кодак» все также бодро печатает рекламу новых видов эмульсий и новых модификаций кинопленок, которые «еще лучше предыдущих». А премии на некоторых кинофестивалях еще раздаются вместе с бонусами в виде километров кинопленки. Но задор уже не тот. И если съемочный процесс на пленке поживет чуть дольше, то кинотеаральный показ на 35-мм очевидно катится под откос. Так пожелаем ему пожить еще подольше. С пленкой работают замечательные люди, наши учителя и мэтры. Они не пойдут с нами в страну Линуксов и USB 3.0. А нам без них там будет очень тоскливо и одиноко. Как и без «стрекотания» старенького «Эрнемана» в кинопроекционной. Может, свежую идею? Бесплатно! Давайте внедрять в цифровые аппаратные генераторы «пленочного стрекотания» - и тогда, может, мы сохраним магию кино, которая привела нас с Вами в этот мир великого искусства!

 

Каталог продукции Osram

Banner

Каталог продукции Ushio

Постоянная акция "Ноутбук"

Напоминаем о постоянной акции. Приобретая полный комплект кинооборудования в нашей компании Вы гарантированно получаете подарок - ноутбук бизнес-класса Sony.